В октябре специалисты Молодёжного библиотечно-информационного центра провели для 10 «Б» класса школы №16 тематический рейд с элементами библиотренинга «Мемоксерокс». Молодые люди узнали о, казалось бы, знакомых им забавных картинках и демотиваторах из И-нета. А так ли они безобидны и безопасны, как кажется?
Оказывается, то, что мы знаем об интернет-мемах – лишь верхушка огромного айсберга. Ведь мемом становится любая популярная идея, символ, манера, ситуация или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку через речь, письмо, видео, ритуалы, жесты, музыку и так далее. Термин «мем» и его определение были введены эволюционным биологом Ричардом Докинзом в 1976 году в книге «Эгоистичный ген». Учёный взял за основу греческое слово «мимнма» - «подобие» (однокоренное нашим пантомиме и мимике). Мемы постоянно самокопируются, и происходит это порой даже без умысла носителя. Большинству наших слушателей уже исполнилось 16 лет, и эта книга из фонда библиотеки - о культурных генах – мемах и сходстве теории Докинза с эволюционной теорией Дарвина, была рекомендована подросткам к прочтению.
Далеко не все мемы можно назвать «информационным мусором». Если их действительно сравнить с генами, то ведь гены бывают разные, могут содержать в себе бесценную информацию о культуре. Так древний мем – Огненный Змей (он же Дракон, он же Горыныч), до сих пор любимый персонаж фольклора многих народов планеты. А русские народные песни содержат целые мемплексы – комплексы обрядов и верований. Зачем надо «белую берёзу заломати?» Чтобы освящёнными ветками на Троицу обезопасить жилище от всякого зла.
Ребятам было интересно узнать, как трансформировался мем «ягода малинка» за последние двести лет. Ведь его суть воссоздаёт образ красивой русской девушки, и в современной песне автор может больше не добавлять никаких описаний к её внешности.
Но есть обратная сторона медали. Не говоря уже о деморализующих текстах и картинках, «мемчики» могут быть настоящим оружием в информационной войне. Поэтому создавать их могут не только желчные остроумцы, но и наши враги. «Работают» они с молодёжью – самым восприимчивым поколением. С помощью часто повторяющихся в соцсетях и на ТВ картинок, фото, при помощи навязчивых (яко бы популярных) песен можно незаметно для человека ввести его в состояние транса и заставить полюбить определённый стиль поведения или наоборот, разлюбить прежние привычки. Мемами хорошо орудуют мошенники и доморощенные «маги». Хотя в профессии, как мы выяснили, «мемное» направление сегодня очень востребовано – у всевозможных рекламных работников, программистов, деятелей искусства, лингвистов и, конечно, политиков.