Новости 2021

«Отрада и утешение»‎ - в музее открылась новая выставка

9 сентября в Городском музее открылась выставка образов Богоматери XVI - начала XX века из собрания Государственного исторического музея.

До 6 декабря саровчане могут ознакомиться с коллекцией икон одного из крупнейших в России музеев национальной культуры и истории. Для нашего Городского музея это первый опыт такого сотрудничества. На выставке представлены не оригиналы, а высокохудожественные копии. Однако, это не просто фотографии - с каждым изображением велась долгая и кропотливая ручная работа, и все они прекрасно передают оригинал. Гостей приветствовал протоиерей Александр Сухоткин и глава города Сафонов Алексей Александрович.

«Саров по праву уникальный город. У нас объединено то, что, казалось бы, невозможно соединить: центр науки и центр православия. Сотрудникам музея - мои глубочайшие слова благодарности за налаженное сотрудничество, благодаря которому мы сейчас можем оценить наследие великих мастеров иконописцев» - обратился к присутствующим глава города.  


Директор музея Светлана Федорова отметила, что тема выставки очень символична:

«Богоматерь на Руси всегда почитали, как заступницу и покровительницу, но она участвует в жизни каждого из нас. В своем сердце, в молитве мы постоянно обращаемся к ней в минуты тревоги и в минуты светлой радости»


И действительно, богородичная тема является одной из важнейших в православной иконографии. Иконы, фресковые ансамбли, позднее гравюра - изображений Богоматери огромное количество. К числу особо чтимых икон, воспринимавшихся в разные периоды как палладиумы русской державы, относятся «Владимирская», «Смоленская», «Казанская» и другие, названия которых нередко являются топонимами, указывая на место явления или прославления образа. В XV-XVI веках, наряду с традиционными изображениями, русские иконописцы стали работать над сложными гимнографическими композициями, раскрывающими богословское содержание песнопений и молитв в честь Богоматери. В конце XV века на Руси начинают появляться западноевропейские печатные книги, что вскоре находит отклик в книжной миниатюре, иконописи и монументальной живописи. Во второй половине XVII века в Москве появились иконографии, имеющие явное сходство с западными прототипами. Многие изображения Богоматери, сложившиеся в этот период, в силу разнообразия иконографических источников впоследствии встречаются в разных изводах. В этот период, например, появилась икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», которая существовала во множестве композиционных вариантов и стала одной из самых любимых русским народом в Новое время.
Количество икон, известных чудотворениями, к концу XX века выросло едва ли не до тысячи. Большей частью они прославились в XIX столетии, когда в обществе возродился интерес к национальным духовным и культурным истокам. 
Характерная черта русского православного быта - обилие икон в храмах и в монашеских кельях, боярских хоромах и бедных крестьянских избах. Иконы обязательно находились в общественных заведениях и для них, прежде всего, писали образы Богоматери. В народе сложились представления о необходимости молиться определенным иконам Богоматери в тех или иных жизненных обстоятельствах. Так, к «Федоровской» обращались для помощи в родах, «Тихвинскую» просили о здоровье детей, «Неопалимую Купину» - о сохранении дома от пожара, «Казанскую» - о прозрении очей.
Городской музей