8 февраля, в малом зале Детской музыкальной школы имени М.А. Балакирева состоялся открытый урок преподавателя фортепианного отдела Михаила Юрьевича Самсонова с ученицей 7 класса ДМШ Анастасией Измайловой. Тема урока: «Работа над этюдами. Техника и художественный образ».
Музыкальным материалом для урока были выбраны 2 этюда Карла Черни (соч.299 №14 и соч.740 №12) и 13-й этюд Фридерика Шопена, соч.25 №1. Фокус внимания слушателей, исходя из темы урока, был направлен на выявление музыкального содержания в литературе подобного рода, то есть жанре этюда. Очевидно, что начальный этап работы над этюдами всегда связан с грамотным разбором нотного текста, нахождением правильных приёмов игры, затем оттачиванием техники исполнения. Но не менее очевидно также и то, что данные, во многом технологические, процессы не могут идти в отрыве от анализа содержания и работы над художественным образом.
Иногда, как в случае с первым этюдом Черни, такая работа заключается просто в правильной расстановке акцентов и выявлении динамического плана. Во втором названном этюде Черни имело смысл упомянуть о музыкальной родословной автора, который был учеником Бетховена, так как тематизм этюда вызывает яркие бетховенские ассоциации. Это и динамически контрастные мотивы, и длинные мелодические линии в верхнем голосе на фоне бурлящей фактуры в левой руке. Надо сказать, что Черни был выдающимся педагогом и в высшей степени профессиональным композитором. В жанре этюда он, безусловно, номер один. И дело не только в несметном количестве, тысячах написанных им этюдов, но и в безупречной с методической точки зрения выстроенности его сборников, облегчающих подбор репертуара многим поколениям фортепианных педагогов, его последователей. Кстати, он сочинял и в других жанрах. Его вариации на тему Роде, например, даже входят в репертуар Горовица, который был весьма избирателен в выборе репертуара именно с художественной точки зрения.
Описать работу над этюдами Шопена – задача, в известной степени, безнадёжная, так как слова бессильны перед этими совершенными и непостижимыми образцами человеческого гения. Особенно иронично звучит слово «этюд» в применении к этой музыке.
На уроке разговор шёл о логике и природе музыкальной фразировки, природе самого рояля, педализации, звукоизвлечении, динамике, форме, свободе, дыхании и других понятиях, которые здесь существуют в неразрывном единстве. Представляется, что изучение этюдов Шопена – это молитвенный процесс прикосновения и погружения в высшие сферы человеческого духа.
Музыкальным материалом для урока были выбраны 2 этюда Карла Черни (соч.299 №14 и соч.740 №12) и 13-й этюд Фридерика Шопена, соч.25 №1. Фокус внимания слушателей, исходя из темы урока, был направлен на выявление музыкального содержания в литературе подобного рода, то есть жанре этюда. Очевидно, что начальный этап работы над этюдами всегда связан с грамотным разбором нотного текста, нахождением правильных приёмов игры, затем оттачиванием техники исполнения. Но не менее очевидно также и то, что данные, во многом технологические, процессы не могут идти в отрыве от анализа содержания и работы над художественным образом.
Иногда, как в случае с первым этюдом Черни, такая работа заключается просто в правильной расстановке акцентов и выявлении динамического плана. Во втором названном этюде Черни имело смысл упомянуть о музыкальной родословной автора, который был учеником Бетховена, так как тематизм этюда вызывает яркие бетховенские ассоциации. Это и динамически контрастные мотивы, и длинные мелодические линии в верхнем голосе на фоне бурлящей фактуры в левой руке. Надо сказать, что Черни был выдающимся педагогом и в высшей степени профессиональным композитором. В жанре этюда он, безусловно, номер один. И дело не только в несметном количестве, тысячах написанных им этюдов, но и в безупречной с методической точки зрения выстроенности его сборников, облегчающих подбор репертуара многим поколениям фортепианных педагогов, его последователей. Кстати, он сочинял и в других жанрах. Его вариации на тему Роде, например, даже входят в репертуар Горовица, который был весьма избирателен в выборе репертуара именно с художественной точки зрения.
Описать работу над этюдами Шопена – задача, в известной степени, безнадёжная, так как слова бессильны перед этими совершенными и непостижимыми образцами человеческого гения. Особенно иронично звучит слово «этюд» в применении к этой музыке.
На уроке разговор шёл о логике и природе музыкальной фразировки, природе самого рояля, педализации, звукоизвлечении, динамике, форме, свободе, дыхании и других понятиях, которые здесь существуют в неразрывном единстве. Представляется, что изучение этюдов Шопена – это молитвенный процесс прикосновения и погружения в высшие сферы человеческого духа.