1 мая в нашей стране традиционно выходной день. Мы отправляемся на дачи и на шашлыки, поздравляем друг друга с Праздником весны и труда, но знакомы ли мы с историей Первомая? А ведь она по-настоящему увлекательна!
Для начала стоит понимать, что 1 Мая впервые был отмечен в России аж в 1890 году, но тогда он назывался несколько иначе - День международной солидарности трудящихся. Первая маевка состоялась в Петербурге на следующий год и представляла собой, не поверите, нелегальное собрание рабочих, устроенное за чертой города. Современник тех событий вспоминал об одной из таких маевок так:
«Комитет решил провести маевку в первое майское воскресенье за городом и пригласить на нее самых проверенных и стойких рабочих. Местом проведения выбрали лесную поляну в тихом безлюдном месте у устья реки Екатерингофки в нескольких километрах от Путиловского завода. К условленному месту добирались на лодках и проселочными дорогами, разбившись на небольшие группы и соблюдая правила конспирации».
Журнал «Советский музей» (1986)

Открыто 1 мая стали праздновать с 1917 года. Тогда было всё - и многочисленные митинги, и демонстрации, и шествия. Праздник был народный, но это только потому что власть еще не выработала его четкий регламент.
«Гремели салюты с Петропавловской крепости. Да, празднование Первого мая было официальным. Его праздновало государство. Мощь государства сказывалась во многом. Но разве не упоительна самая идея, что государство, досель бывшее нашим злейшим врагом, теперь — наше и празднует Первое мая, как свой величайший праздник?.. Но, поверьте, если бы это празднество было только официальным, — ничего, кроме холода и пустоты, не получилось бы из него. Нет, народные массы, Красный флот, Красная Армия — весь подлинно трудящийся люд влил в него свои силы. Поэтому мы можем сказать: „Никогда еще этот праздник труда не отливался в такие красивые формы"»
Луначарский, министр просвящения, очерк «Первое мая 1918 года».
Не секрет, что революция была воспринята многими художниками, и прежде всего футуристами, как новая форма творчества. Футуризм в те дни стал официальным искусством Советской России, и в 1918 году накануне Первомая футуристы практически захватили Москву. Над оформлением столицы в те дни работала фантастическая команда: Натан Альтман, Казимир Малевич, Ольга Розанова, Надежда Удальцова и многие другие. Нужно сказать, что понравилось это далеко не всем.
«Вспоминаю 1 мая 1918 года. Москва была изукрашена футуристическими и супрематистскими полотнами. На фасадах облупленных домов, ампирных особняков с колоннами обезумевшие квадраты воевали с ромбами; пестрели лица с треугольниками вместо глаз. (Искусство, которое теперь именуется „абстрактным" и вызывает немало споров как у нас, так и на Западе, тогда выдавалось советским гражданам в неограниченном размере.) Первое мая совпало в тот год со страстной пятницей. Возле Иверской часовни толпились молящиеся. Мимо них проезжали грузовики (бывшие фирмы Cтупина), задрапированнные беспредметными холстами; актеры на грузовиках изображали различные сцены: „Подвиг Степана Халтурина" или „Парижскую коммуну". Одна старушка, глядя на кубистическое полотно с огромным рыбьим глазом, причитала: „Хотят, чтобы мы дьяволу поклонялись…")».
Илья Эренбург, книга «Люди, годы, жизнь»
Именно поэтому уже апреля 1919 года было выпущено специальное постановление Петросовета «ни в коем случае не передавать организацию первомайского празднества в руки футуристов из Отдела изобразительных искусств». Какое-то время эксперименты, конечно, продолжались. Так, 1 Мая 1920 года под руководством Политуправления Петроград­ского военного округа на стрелке Васильевского острова был поставлен «спектакль-пантомима в трех актах с прологом» «Гимн освобожденному труду». В нем приняло 4 тысяч горожан, спектакль собрал 35 тысяч зрителей.
В 1930-е Первомай становится знаком единства партии и народа. Именно в 1930 году Сталин провозглашает лозунг: «Труд есть дело чести, дело славы, дело доблести и геройства». Этот лозунг впоследствии украсил ворота многих советских лагерей, где трудились миллионы заключенных.

В рамках празднования 1 мая стали традиционными военные парады, проводились они ежегодно. Также в этот день проходили демонстрации и шествия трудящихся, устраивались митинги и концерты, смотры успехов в строительстве социализма и коммунизма.

Еще одной классической чертой празднования Первомая стало ежегодное проведение парадов физкультурников. В 1930-1934 годах первым постановщиком физкультурных парадов на Красной площади стал хореограф Игорь Моисеев.

1 мая 1956 года был впервые проведен телевизионный репортаж о военном параде на Красной площади. С этого времени праздничные мероприятия стали транслироваться центральными телеканалами. Трансляция парада сопровождалась краткими рассказами о международной обстановке, выполнении решений партийных съездов и конференций, Героях Социалистического Труда, лучших рабочих промышленных предприятий, значении трудовых резервов, воспитании молодого поколения.
В брежневские времена Первомай стал приобретать другой смысл. Поскольку "развитой социализм" был уже построен, а коммунизм анонсирован на 1980-е годы, от трудящихся стали требовать выражать "солидарность с революционной борьбой трудящихся капиталистических стран, с национально-освободительным движением".

Организованные колонны шествовали по центральным улицам городов и поселков под марши и с транспарантами. Из громкоговорителей звучали приветствия дикторов и политические лозунги, а с трибун демонстрантов приветствовали руководители КПСС, представители власти, передовики производства, ветераны, почетные граждане.

1 мая 1990 года официальная первомайская демонстрация состоялась в последний раз. Во время демонстрации на Красную площадь вошла альтернативная колонна с антикоммунистическими и антисоветскими лозунгами. Президент СССР Михаил Горбачев и другие руководители страны покинули трибуну Мавзолея, телетрансляция события была прекращена, а военный парад не состоялся.

В 1992 году постановлением Верховного Совета РФ от 30 июня День солидарности трудящихся был переименован в Праздник весны и труда. С чем мы вас и поздравляем!