библиотека имени пушкина
«Часы чтения вслух»:
Пушкинка учит слушать и слышать
Каждый вторник, как только спадает полуденная жара, в Пушкинке становится многолюдно. Новый проект детской библиотеки собирает самую разношерстную аудиторию, объединенную любовью к книгам и любознательностью.
Этим летом саровские библиотекари решили напомнить горожанам знаменитую цитату Григория Остера - «Читайте детям не нотации, а книги», и воплотили проект, одинаково полезный как малышам, так и их родителям. Раз в неделю организаторы читают вслух детские книги, обсуждают их, спорят и находят новые смыслы.

Любой, кто работает с детьми, подтвердит - сформировать увлеченного читателя чрезвычайно сложно. И самое важное в этом процессе - организовать процесс работы над книгой так, чтобы чтение было удовольствием и привилегией, а не наказанием и пыткой. Один из наиболее эффективных подходов - чтение вслух, которому и посвящен новый проект детской библиотеки. О нем мы поговорили с Татьяной Васляевой, заведующей методико-инновационным отделом.
Артсаров:
Расскажите об истории проекта «Часы чтения вслух». Что вас подтолкнуло к его разработке?
Татьяна Васляева:
Можно сказать, был негласный запрос аудитории. Мы знали, что существует проблема организации летнего чтения детей. Списки литературы на лето достаточно большие, и, к сожалению, подрастающему поколению не всегда нравятся предлагаемые книги. Это связано с преобладанием классической литературы и произведений советского периода, в содержании которых встречается много непонятных для детишек слов.

Проанализировав, как дети читают книги, предложенные школьной программой, что они говорят о них, мы поняли, что если организовать чтение программной литературы в интересном формате, то это будет востребовано.
Разрабатывая проект, мы решили уделить особое внимание работе с первоклашками, у которых навыки чтения только начинают формироваться. Даже начали собирать списки литературы на лето со всех школ города. Изначально хотели взять что-то посложнее: то, что детям было бы неинтересно читать самостоятельно из-за трудностей восприятия. При совместном чтении книги и последующем ее обсуждении процесс восприятия проходил бы намного легче. Было решено начать с классики, и первым произведением для встречи стала «Сказка о жабе и розе» (В. Гаршин). Согласитесь, книга далеко не для первого класса. Конечно, были переживания. А если будет слишком сложно для детей? А если они скажут: «Нет, мы не хотим это читать!»? Любой проект – это всегда эксперимент, и мы решили рискнуть.

В итоге после первого мероприятия мы услышали, как ребята задавали родителям вопрос: «А почему вы нам не читаете вслух?». И тут стало понятно – мы попали в точку.
АРТСАРОВ:
На какую возрастную аудиторию ориентирован проект сегодня?
ТАТЬЯНА ВАСЛЯЕВА:
Аудитория совершенно разная: приходят как старшие дошкольники, так и младшие школьники. Хочется отметить, что на мероприятии всегда присутствует не меньше двенадцати детей. Ребятам интересна работа в коллективе. Каждый раз они выходят с яркими эмоциями, впечатлениями и наперебой продолжают обсуждать прочитанную книгу.
АРТСАРОВ:
Как дети узнают о встречах?
ТАТЬЯНА ВАСЛЯЕВА:
Анонсы мероприятий регулярно размещаются на официальном сайте «Пушкинки» и в социальных сетях («ВКонтакте», «Телеграмм»). Кроме того, здесь, в библиотеке, дети получают буклеты с информацией о предстоящих событиях.
АРТСАРОВ:
В чем состоит принципиальное отличие проекта «Часы чтения» от других проектов в сфере литературного образования?
ТАТЬЯНА ВАСЛЯЕВА:
Все проекты очень разные. Порой не нужно мудрить, не нужно выдумывать что-то сложное. Иногда самое простое и есть самое увлекательное. По большому счету, мы хотели, чтобы дети научились просто наслаждаться процессом чтения.
АРТСАРОВ:
Затрагивая тему родителей, какова их роль в реализации проекта? Есть ли отклики от них?
ТАТЬЯНА ВАСЛЯЕВА:
Конечно! Родители принимают активное участие в проекте, присутствуют на чтениях, смотрят, как мы работаем, интересуются, какие методики мы применяем, перенимают наш опыт. Это не может не радовать, поскольку внимание родителей к процессу формирования читательского интереса невероятно важно.
АРТСАРОВ:
От чего зависит выбор произведения для чтения?
ТАТЬЯНА ВАСЛЯЕВА:
Выбор произведения – это полностью творчество сотрудника, который планирует и проводит занятие. Если посмотреть на список произведений, выбранных для проекта, то это разные книги: от совершенно детской сказки А. Кириллова «Ничуть не страшно» до серьезной притчи Ш. Сильверстейна «Щедрое дерево». У каждого из нас большой опыт работы с разной литературой, с разной аудиторией. У всех есть любимые произведения, которые хотелось бы обсудить с детьми. Готовясь к мероприятию, библиотекарь для себя отвечает на вопросы: «Почему я выбрал именно это произведение?», «Какие темы я бы хотел затронуть при обсуждении произведения?», «Каким образом я хочу преподнести его?». Например, «Цветик-семицветик» В. Катаева знают все. Как выходить с таким произведением к детям 3-5 классов? И здесь в полной мере проявляется талант библиотекаря, который преподносит текст таким образом, что дети начинают видеть его с новой, неизвестной ранее стороны.
АРТСАРОВ:
На ваш взгляд, отличается ли современная литература от литературы советского периода?
ТАТЬЯНА ВАСЛЯЕВА:
Кардинально. Конечно, мы не вычеркнули из практики своей деятельности советскую литературу. В творчестве этого периода есть много потрясающих произведений, но преподносить их детской аудитории нужно определенным образом. Данная литература слишком далека для современного поколения: многие явления того времени детям неизвестны, а, следовательно, непонятны. Поэтому здесь необходимо, чтобы взрослые включались в процесс чтения, объясняли непонятные моменты, обсуждали прочитанное вместе с ребенком. Безусловно, есть дети, которые самостоятельно разберутся с теми трудностями, которые им встречаются. Но ведь есть и те дети, которые просто-напросто окажутся не готовы к чтению подобных текстов.
Что касается современной литературы, она более смелая, часто поднимает темы, которые раньше были табу. При этом, несмотря на то, что она затрагивает довольно-таки сложные проблемы современности, читаются такие произведения на одном дыхании. Почему-то бытует мнение, что современных интересных детских писателей нет, но это далеко не так! Просто о них не все знают. Мы со своей стороны всегда помогаем родителям, которые просят посоветовать какие-то произведения на актуальные темы, сделать подборку.
АРТСАРОВ:
Как строится работа с детьми в проекте?
ТАТЬЯНА ВАСЛЯЕВА:
Дети – не просто слушатели, они полноправные участники процесса, которые могут свободно высказать свое мнение на ту или иную тему. Работа выстраивается с помощью технологии комментированного чтения. Это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений и предположений. Такая организация работы способствует «погружению» в содержание текста, позволяет глубже понять мастерство писателя, эстетическую сторону произведения.
АРТСАРОВ:
Охарактеризуйте проект «Часы чтения» тремя словами.
ТАТЬЯНА ВАСЛЯЕВА:
  1. Потрясающий. Мы сами удивлены результатами и большим количеством положительных отзывов.
  2. Смысловой. Анализируя полученный опыт, мы понимаем, что проект наполнен очень важными смыслами и для нас, и для его участников.
  3. Развивающийся. Ничто не может нам помешать всячески его развивать. Например, мы думаем организовать не только чтение с детьми, но и отдельные разговоры с родителями. Такие запросы тоже есть. Кроме того, можно обсуждать с родителями те же произведения, которые обсуждали с детьми, для того, чтобы дома они могли обменяться мнениями. Это позволит не только затронуть различные стороны воспитания (нравственное, умственное, трудовое и т. д.), но и выстроить доверительный контакт в семьях.
Воспринимать текст на слух бывает сложно. Это особый навык, который требует внимания и концентрации (как известно, не самые сильные качества малышей). Тем ценнее проект библиотеки, который учит правильно расставлять акценты, чувствовать языковой ритм, обсуждать услышанное. Все самое важное, конечно, ребенок берет из семьи, но и у Пушкинки есть, чему поучиться! Не стесняйтесь - присоединяйтесь к часам чтения вслух. Проходят они каждый вторник в 14.00.